МВД России
Федеральное государственное казенное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Всероссийский институт повышения
квалификации
сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Центр
подготовки сотрудников полиции
по охране общественного порядка и службы
миграции
А.В.
ЕЛИСЕЕВ,
Н.А.
ОВЧИННИКОВА
Привлечение
к административной ответственности
собственников (владельцев) транспортных средств
за правонарушения в области дорожного движения,
зафиксированные техническими средствами,
работающими в автоматическом режиме
(правовые и организационные аспекты)
Учебное пособие
ББК 67.408.134
Е 51
Е
51 Елисеев А.В., Овчинникова Н.А.
Привлечение
к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных
средств за правонарушения в области дорожного
движения, зафиксированные техническими средствами, работающими в автоматическом
режиме (правовые и организационные аспекты
[Текст] :
учебное пособие. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2015.
- 65 с.
ISBN 978-5-9552-0704-9
Рецензенты:
А.Н. Кокорев - заместитель начальника факультета
переподготовки и повышения квалификации по учебной и научной работе Московского
университета МВД России им. В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент, полковник
полиции;
С.В. Батраков –
заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Отдела МВД
России по району Бибирево г. Москвы подполковник полиции.
В пособии дана характеристика правовых норм российского и зарубежного законодательства, регламентирующих порядок использования специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Рассмотрены вопросы производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: возбуждение, рассмотрение и пересмотр дела.
Учебное пособие может быть использовано в процессе профессионального обучения сотрудников полиции, осуществляющих деятельность в области безопасности дорожного движения, а также внедрено в практическую деятельность соответствующих подразделений ГИБДД МВД России.
ББК 67.408.134
ISBN 978-5-9552-0704-9 Ó ВИПК МВД России, 2015
2.1. Деятельность по возбуждению дел
Заключение…………………………………………………………………....60
Системы измерения скорости движения транспортных средств с фиксацией нарушений впервые появились в 50-х годах
прошлого века. В 90-х годах их использовала полиция почти 30 стран. Последние 5
лет количество стран, в которых в надзоре за соблюдением правил дорожного движения
применяются работающие в автоматическом режиме специальные технические средства
с функцией фотосъемки, видеозаписи, продолжает увеличиваться. Растет и
количество единиц такой техники на улично-дорожной сети в разных государствах,
причем во многих из них предполагается дальнейший рост числа подобных приборов.
В государствах Европейского союза реализуется общая
программа, цель которой – снижение числа людей, ежегодно погибающих на дорогах
ЕС. В результате большой работы по ее выполнению число погибших в ДТП сокращается
примерно на 5% в год.
Достигнутые результаты
европейские специалисты в значительной степени связывают с совершенствованием
надзора за соблюдением правил дорожного движения[1].
Выявление и привлечение к ответственности нарушителей ПДД – одна из основных
составляющих общеевропейской и всех национальных программ по повышению
безопасности дорожного движения.
В последние годы во многих
странах наблюдается тенденция все большего признания значимости осуществляемого
полицией надзора за соблюдением ПДД для повышения уровня его безопасности.
Надзор полиции на дорогах входит в приоритетные направления деятельности по
снижению числа пострадавших в ДТП в ряде европейских государств (Австрия, Великобритания,
Дания, Финляндия, Швеция и др.)
По оценкам Европейской комиссии, усиление надзорной деятельности
полиции в странах ЕС будет способствовать уменьшению числа погибших на 14 тыс.
человек, а раненых на 680 тыс. человек в год. Величина ущерба от ДТП сократится
на 37 млрд евро.
Во всем мире общепризнанным фактом является то, что
превышение установленного ограничения
скорости движения представляет собой основной
фактор, способствующий увеличению
тяжести последствий от ДТП. Пресечение и предупреждение именно данного вида
нарушений ПДД – главная задача надзора. Совершенствование контроля за соблюдением скоростного режима, по мнению
представителей ЕС, может предотвратить гибель на дорогах Евросоюза 5 800
человек ежегодно.
Европейские специалисты считают, что традиционные
методы надзора в планах должны сочетаться с применением технических средств,
выявляющих и фиксирующих нарушения
в автоматическом режиме,
имеющих функцию фотосъемки, видеозаписи.
Высокая эффективность надзора за
соблюдением скоростных режимов с использованием приборов фотовидеофиксации
является следствием того, что методы надзорной деятельности, связанные с их эксплуатацией,
уже на протяжении ряда лет рекомендуются
для распространения международными организациями, работающими в области безопасности
дорожного движения.
В
соответствии с Федеральным законом от 24 июля
Вместе
с тем закупаемые подобные технические средства зачастую работают в локальном
режиме, что существенно снижает эффективность их применения, препятствует
интенсификации труда инспекторского состава ДПС Госавтоинспекции, затрудняет
решение важной задачи – снижение числа контактов инспекторского состава с водителями-нарушителями[2].
Среди множества причин сложившегося положения можно
назвать то обстоятельство, что насыщение
строевых подразделений ДПС ГИБДД современными специальными средствами фото- и видеофиксации значительно опережает процесс
формирования их системного использования (создание автоматизированной системы),
включающего все элементы этого процесса от сбора и передачи данных, поиска и
обработки информации, автоматизированной выписки постановлений - квитанций о
нарушении ПДД и до автоматизированного контроля за исполнением наложенного
взыскания.
Презумпция невиновности – один из важнейших
принципов уголовного процесса,
способствующий охране прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение.
Принцип презумпции невиновности
предусмотрен п. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, а, следовательно,
является нормой прямого действия. Нельзя рассматривать как следствие презумпции
невиновности возложение бремени доказывания на обвинителя. Это самостоятельное
правило – «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность». Следовательно,
он не обязан доказывать и свою виновность в случае признания им своей вины. И в
этом случае законодатель возлагает бремя доказывания на обвинителя
(ч. 2 ст. 77 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[3]).
В УПК РФ этот принцип нашел отражение в ст. 14 «Презумпция
невиновности»: "Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в
совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом
порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Такая
формулировка при буквальном толковании позволяет сделать вывод, что виновных на
предварительном расследовании нет. Обвинение предъявляется невиновным лицам, невиновные задерживаются, арестовываются. В отношении невиновного прокурор утверждает обвинительное заключение и
направляет дело в суд. Суд принимает дело к производству и судит невиновного. И уже осужденный не считается виновным, так как
приговор вступит в законную силу не ранее чем через семь дней или после
оставления его в силе судом кассационной инстанции.
Суть презумпции невиновности состоит вовсе не в том, что обвиняемый считается
невиновным до вынесения судом обвинительного приговора, а в том, что российское
законодательство гарантирует признание лица виновным в совершении преступления
от имени государства со всеми отрицательными последствиями, лишь
когда оно действительно виновно. Существующая система гарантий исключает
признание невиновных виновными.
Признание виновным, осуществляемое органами расследования, прокуратуры, не противоречит
принципу презумпции невиновности, так как осуществляется не от имени государства
и не влечет тех юридических последствий, которые наступают при признании лиц
виновными в приговоре суда, который постановляется именем государства.
Конечно, презумпция как
таковая (как предположение, основанное на вероятности) имеет право на
существование вне рамок юриспруденции в целом и судопроизводства в частности.
Могут быть презумпции морального свойства либо связанные с действием
корпоративных, религиозных и иных социальных норм. Возможны презумпции, основанные
просто на здравом смысле, законах логики. Но все это совершенно иная тема. Правовые
презумпции принадлежат праву, действуют внутри правовой системы, конкретная
презумпция невиновности обвиняемого (подозреваемого) «обслуживает» уголовное
судопроизводство и только его.
Отдельно
остановимся на вопросе о презумпции невиновности в административном праве и
процессе. Административное право СССР и РСФСР не знало презумпции невиновности.
Впервые презумпция была предусмотрена в Кодексе Российской Федерации об
административных правонарушениях[4]
2001 года, который вступил в действие с 1 июля
Сфера действия презумпции
невиновности в КоАП РФ, в сравнении с Конституцией РФ, значительно расширена. В
количественном отношении (цифровом выражении) это выглядит так: если, по смыслу
Конституции Российской Федерации, презумпция невиновности ежегодно может применяться
по делам примерно о 4 млн регистрируемых преступлений,
то в соответствии с КоАП РФ она распространяется и на более чем 80 млн административных
правонарушений.
Применительно к теме пособия следует обратить внимание
на следующее. По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, «лицо,
привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою
невиновность». Однако в случае фиксации
правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом
режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,
видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, это правило не
действует (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ и примечание к данной статье).
В число специальных субъектов включен новый субъект –
собственник (владелец) транспортного средства (статья 2.61 КоАП РФ).
Его правовой статус характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, появление нового субъекта связано
исключительно с фактом фиксации нарушения правил дорожного движения работающими
в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Обратим внимание на то, что способ фиксации правонарушения «порождает» новый
субъект правонарушения - собственник (владелец) транспортного средства. Другие специальные субъекты, перечисленные
в главе 2 КоАП РФ, являются таковыми априори, в силу правового статуса,
определенного нормативными правовыми актами.
Во-вторых, в роли собственника (владельца)
транспортного средства могут выступать как физическое, так и юридическое лицо. Что касается привлечения к административной ответственности
физических лиц, то здесь, как показывает практика, имеется ряд проблем, и в
частности, с привлечением к ответственности отдельных субъектов административно-правовых
отношений (например, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, судейских и прокурорских работников), для которых установлен
специальный режим привлечения к административной ответственности[5]. С
учетом особого статуса перечисленных субъектов, следует отметить, что
дело об административном правонарушении в области дорожного движения,
возбужденное в отношении них в общем порядке, не может и не должно повлечь в
дальнейшем никаких правовых последствий. Также постановление по делу об
административном правонарушении в этом случае юридически ничтожно и исполнению
не подлежит. В данном случае уместно бы было разработать и законодательно
закрепить порядок привлечения лиц указанной категории к административной ответственности
и, соответственно, освобождения от нее.
Сложнее дело обстоит с
привлечением к административной ответственности юридических лиц. Следует
отметить, что этот вопрос до настоящего времени вызывает множество проблем в
правоприменительной деятельности Госавтоинспекции и дискуссий в научных кругах.
Несомненно, что его актуальность возрастает с применением средств
фотовидеофиксации правонарушений.
В главе 2 КоАП РФ имеются две статьи, касающиеся
привлечения юридических лиц к административной ответственности применительно
к рассматриваемому нами случаю. Это, как
уже отмечалось выше, специальная статья 2.61 КоАП РФ и общая норма –
статья 2.10 КоАП РФ. В этой связи при решении вопроса о привлечении к
административной ответственности юридических лиц необходимо руководствоваться
положениями указанных норм. Хотя для
единообразного толкования рассматриваемого вопроса не исключен вариант
включения в перспективе в ст. 2.10
КоАП РФ отдельного положения, касающегося наступления ответственности юридического
лица в случае фиксации нарушений работающими в автоматическом режиме техническими
средствами.
Однако здесь возникают определенные вопросы о
возможности наступления ответственности юридических лиц
в рамках рассматриваемой нами тематики.
Постановление о назначении административного наказания
направляется в адрес юридического лица-собственника (владельца) транспортного
средства. Однако, учитывая, что само юридическое лицо не может «управлять»
транспортным средством, а объективная сторона правонарушения реализуется
действиями конкретного водителя, находящегося в трудовых отношениях с
юридическим лицом, последнее, руководствуясь ч. 2 ст. 2.61 КоАП РФ,
вправе предоставить сведения о своем работнике-водителе, который управлял
транспортным средством. За этим должно последовать прекращение дела в отношении
юридического лица и возбуждение его в отношении физического лица – водителя. В
этой связи вопрос о привлечении юридического лица за правонарушения, зафиксированные
техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, остается
открытым.
Следует отметить, что
определенные коррективы внесены в общие правила назначения административного
наказания. Так, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена частью 31,
которая определяет, что в случае выявления административного правонарушения,
предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих
в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-
и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи,
наказание назначается в виде административного штрафа (даже если в санкции заложено
наказание в виде лишения специального права), при этом размер
назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции
применяемой статьи.
Таким образом, новый метод фиксации
правонарушений кардинально изменил существующие традиционные подходы к
назначению наказаний за нарушения в области дорожного движения (учет личности
нарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих или
отягчающих ответственность и др.) и тем самым фактически исключил из этого
процесса общепринятый в юриспруденции принцип индивидуализации наказания.
Административная
ответственность за совершение правонарушений в различных областях общественной
жизни реализуется в рамках производства
по делам об административных правонарушениях. В юридической литературе
производство по делам об административных правонарушениях принято условно
разделять на четыре стадии: возбуждение дела об административном
правонарушении; рассмотрение и разрешение дела по существу (административная
юрисдикция в первой инстанции); пересмотр вынесенного постановления и (или)
решения (административная юрисдикция во второй инстанции); исполнение
постановления по делу об административном правонарушении[6].
Возбуждение дела об административном деликте –
первоначальная стадия административного производства, имеющая важнейшее
значение для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Возбуждение дела об административном правонарушении
предполагает наличие основания и поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ.
В юридическом
плане основанием являются фактические данные, указывающие на наличие события
административного правонарушения, которое характеризуется объективной стороной
(внешним проявлением) проступка. Что касается поводов, то под ними обычно
понимаются различные формы получения информации о наличии оснований для
возбуждения дела об административном правонарушении.
Поводы к возбуждению дела об административном
правонарушении в области дорожного движения можно разделить на общие (пункты
1-3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), которые рассматриваются в качестве таковых и для
других видов правонарушений, и специальные (пункты 4-5 названной статьи). Пункт 4 в качестве повода предусматривает фиксацию административного дорожного деликта
работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами,
имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки,
видеозаписи, а пункт 5 - подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении
собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях,
предусмотренных в указанном выше пункте, транспортное средство находилось во
владении или пользовании другого лица.
При этом дело
об административном правонарушении рассматриваемой категории считается
возбужденным с момента вынесения постановления по такому делу (пункт 6 ч. 4 ст.
28.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ
доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые
фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в
производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие
события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной
ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела. Эти данные наряду
с документами (протоколами, объяснениями и др.), вещественными доказательствами
устанавливаются и показаниями специальных технических средств.
При этом если в общем порядке
показания специальных технических средств отражаются в протоколе об
административном правонарушении, то в случае
фиксации нарушения правил дорожного движения работающими в автоматическом
режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и
киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи,
протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующие
показания отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 26.8 и ч. 3
ст. 28.6 КоАП РФ).
Свои особенности имеет и стадия рассмотрения дел о
правонарушениях в области дорожного движения,
выявленных при помощи специальных технических средств.
Постановление по делу об административном
правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело
об административном правонарушении. Соответственно, он фактически лишается
прав, предоставленных ему как участнику производства по делу об административном
правонарушении ст. 25.1 КоАП РФ (представлять доказательства, заявлять
ходатайства, пользоваться юридической защитой и др.). В тоже время, следует
отметить, что в условиях действия новой системы назначения наказаний реализация
своих прав лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении, как бы «сдвигается» во времени и может быть перенесена на
стадию обжалования.
Естественно, что само постановление по делу носит
адресный характер, т.е. имеет конкретного адресата. С другой стороны, можно
предположить, что оно выносится в отношении неопределенного лица, поскольку
нарушителем может быть как собственник (владелец) транспортного средства, так и
лицо, фактически управлявшее транспортным средством в момент совершения
правонарушения.
Определенная специфика имеется и в регламентации вопроса, связанного с местом рассмотрения
соответствующего правонарушения. По существующему законодательству копия
постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней
направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ). То есть, фактически, дело
рассматривается, и постановление выносится по месту совершения правонарушения,
что охватывается ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ. В то же время в определенной мере ограничивается
право гражданина на рассмотрение дела по месту жительства (по соответствующему
ходатайству).
Вопросы обжалования и исполнения постановлений по
делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории не претерпели
изменений. Их корректировка возможна по мере накопления соответствующих
материалов и опыта их рассмотрения.
Существуют определенные условия, при которых отдельные
категории владельцев автомототранспортных средств могут избежать установленной
законом ответственности из-за невозможности идентифицировать транспортное
средство, водитель которого нарушил правила дорожного движения. Такая ситуация
возникает при управлении транспортным средством без государственных
регистрационных знаков либо без одного государственного регистрационного знака,
с нестандартными либо плохо читаемыми государственными регистрационными
знаками. За управление транспортным средством без государственных
регистрационных знаков установлено наказание в виде максимального размера
административного штрафа - пять тысяч рублей[7], что
является эффективной мерой предупреждения совершения подобных административных
правонарушений. В то же время отсутствие одного из знаков, их неправильная
установка, нечитаемость наказывается лишь административным штрафом в размере
ста рублей[8]. И
такая ситуация требует законодательного разрешения.
При выявлении административного правонарушения,
предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в
автоматическом режиме приборов фотовидеофиксации, административное наказание назначается
в виде административного штрафа[9].
Приборами фотовидеофиксации может контролироваться, в том числе, и выезд на
сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Однако эти возможности
в настоящее время полностью реализованы быть не могут, так как ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, устанавливающая
ответственность за соответствующее правонарушение, содержит санкцию только в
виде лишения права управления транспортными средствами. Это обстоятельство
является еще одним аргументом в пользу целесообразности возврата к прежней
редакции названной статьи и установления в ней наказания в виде административного
штрафа или лишения права управления транспортным средством.
Системы видео или фотонаблюдения могут фиксировать
около
10 видов нарушений ПДД, но в первую очередь, нацелены на фиксацию превышения скоростного
режима. Однако в дальнейшем с их помощью возможно
выявлять и другие нарушения – выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий
сигнал светофора, нарушение обгона (в том числе и справа), разметки, стоянки,
остановки и много других нарушений. Системы видеофиксации правонарушений должны
быть интегрированы с базой данных транспортных средств.
Зарубежное законодательство достаточно
полно и последовательно регламентирует все аспекты применения специальных
средств фотовидеофиксации. Существующие различия в правовой регламентации порядка
их использования в разных странах обусловлены особенностями построения и
принципами, положенными в основу той или иной правовой системы каждой страны.
Ключевым вопросом применения
специальных, работающих в автоматическом режиме технических средств выявления и
фиксации нарушений правил дорожного движения[10],
является наличие законодательно установленной возможности принятия судами
фотоснимков, видеозаписей, сделанных такими техническими средствами, в качестве
доказательства допущенного нарушения ПДД. В большинстве государств, в частности
европейских, действуют соответствующие законодательные нормы. Несмотря на
множество национальных особенностей, известны общие законодательные требования.
В основном их суть во всех государствах сводится к тому, чтобы придать
достаточную доказательную силу материалам, представляемым ТСАФ. Везде для того,
чтобы снимки и видеозаписи, фиксирующие превышение водителем установленного
ограничения скорости движения, могли быть признаны судами как доказательство
нарушения, необходимо следующее:
-
в контроле скоростного режима могут использоваться измерители скорости,
действующие только на строго научных принципах;
-
устройства должны периодически проходить метрологическую поверку и быть
исправными в момент производства измерений;
-
работающий со специальными средствами фотовидеофиксации персонал обязан
иметь соответствующую подготовку;
-
фотоснимок должен содержать четкое изображение регистрационного номера
транспортного средства и индикацию даты, времени и места совершения нарушения.
Во многих странах требуется
государственное одобрение оборудования, применяемого в надзоре за дорожным движением.
Например, в Великобритании Законом о дорожном движении
В Закон о дорожном движении 1998
года включен ряд положений об использовании именно работающих в автоматическом
режиме технических средств выявления и фиксации правонарушений, заключающихся в
несоблюдении установленного ограничения скорости движения и проезде на
запрещающий сигнал светофора. Этим Законом судам дано право принимать
как доказательство допущенного нарушения фотоснимки и видеозаписи, полученные с
помощью фотовидеофиксаторов, имеющих одобрение типа, с приложением сертификата
конкретного сделавшего их ТСАФ.
Процедура получения одобрения типа проходит в 2 этапа.
Первоначально техническое средство проходит опытную эксплуатацию на дороге.
Полиция в своей повседневной деятельности использует его для выявления
нарушений правил дорожного движения, однако делопроизводство по делам о
нарушениях ПДД не начинается, наложения санкций в этот испытательный период не
происходит.
Только в том случае, когда
полиция полностью удовлетворена работой фотовидеофиксатора, он передается для
тестирования в Отдел научных разработок Министерства внутренних дел.
Требования, предъявляемые к техническим средствам, и соответственно проводимые
испытания касаются:
-
диапазона рабочих
температур;
-
сохранности
информации;
-
портативности;
-
продолжительности
работы;
-
влияния
электромагнитных излучений и других атмосферных явлений на работу приборов и
т.д.
Одобрение типа выдается на технические средства, если
результаты тестирования свидетельствуют о высокой степени их точности и надежности,
а применительно к фотовидеофиксаторам – о возможности получения четких
фотоматериалов, на которых идентифицируются марка и модель транспортного
средства, а также его государственный регистрационный
номер в различных условиях и при разной освещенности.
Одобрение типа дается на вид оборудования.
Фирма-производитель гарантирует, что качество всех ее изделий не ниже качества
прошедшего испытания образца. Каждый находящийся в эксплуатации фотовидеофиксатор
должен иметь сертификат, выдаваемый полицией, о прохождении поверки,
предъявляемый в суд в случае необходимости. В обязанности местных администраций
входит обеспечение своевременной и качественной поверки используемой техники в
соответствии с требованиями нормативных документов Министерства внутренних дел
и Ассоциации руководителей полицейских подразделений.
В Германии и Нидерландах не только
принимаются государственные стандарты на эксплуатацию технических средств, но
каждый блок оборудования проверяется федеральным ведомством через определенный
интервал времени и при признании его годным опечатывается (для предупреждения
его самовольной настройки) до очередной поверки.
Другим немаловажным аспектом
законодательного регулирования надзора за дорожным движением является
установление ответственности за нарушения правил дорожного движения, выявляемые
с помощью специальных средств фотовидеофиксации.
В ряде зарубежных стран
ответственность возложена на владельца транспортных средств, а в ряде - к ответственности может быть привлечен лишь
водитель, находившийся за рулем в момент нарушения. В Австрии,
Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Португалии,
Франции ответственность несет владелец транспортного средства. В Германии,
Швеции, Финляндии, Венгрии ответственность за превышение ограничения скорости
движения (и проезд на запрещающий сигнал светофора) несет только водитель. В Нидерландах почти 90% всех нарушений ПДД подпадает под так
называемый «закон Малдера (административные процедуры». Ответственность
владельца установлена только за небольшие превышения ограничения скорости.
Закон Малдера не применяется в случае превышения скорости более чем на
Порядок привлечения нарушителя к ответственности, установленный как законодательными, так и
подзаконными правовыми актами, не одинаков в разных странах.
В Великобритании законодательство
предусматривает, что уведомление о возбуждении дела по факту нарушения ПДД,
выявленного фотовидеофиксатором, с указанием размера штрафа доставляется
зарегистрированному владельцу транспортного средства в срок до 14 дней с
момента нарушения. Исключение составляют
владельцы транспортных компаний и фирм по прокату автомобилей. При этом они в
соответствии со ст. 172 Закона о дорожном движении
Уведомление является правовым документом, дающим
возможность нарушителю заплатить штраф без посещения суда. В редких случаях,
когда уведомление приходит к адресату поздно, и нарушителю выписана повестка о
вызове в суд, дело урегулируется в офисах администрирования штрафов, работающих
в местных партнерствах по применению специальных
средств фотовидеофиксации.
В Германии первоначально владелец транспортного
средства[11] получает уведомление о
нарушении скоростного режима (см. рис. 1), которое должно быть выписано в течение
3-х месяцев после совершения правонарушения, иначе оно не будет подлежать наказанию.
Направляется в соответствии с § 55 п. 1 Закона об
административной ответственности от 19 февраля
Уведомление должно быть подписано. Указываются имя,
фамилия и дата после письменного изложения мнения
Имя: ___________ Фамилия
__________________
Дата рождения: __________
Место рождения:______________
Должность:_____________________________________
Адрес: _______________________________________________________
Семейное положение:________________
Количество детей: __________
Доход:______________
Подробности нарушения (где, когда, насколько превышено ограничение
скорости движения):
Дата:_____________ Подпись:
_______________
Рис. 1. Форма уведомления водителя о зафиксированном нарушении
Лицо, получившее уведомление, заполняет его, и может
выразить в нем согласие с фактом нарушения. На этом основании ему будет
выписана штрафная квитанция. Водитель имеет право оспорить факт совершения
правонарушения в уведомлении или же вообще умолчать о нем, однако в любом
случае обязан подтвердить достоверность своих личных данных.
После рассмотрения вернувшегося уведомления
административный орган принимает решение о прекращении дела по факту нарушения
или же об оформлении штрафной квитанции. Срок ее оформления – 3 месяца с даты доставки уведомления нарушителю.
Лицо, совершившее правонарушение, в течение 14 дней
после вручения штрафной квитанции, имеет право заявить о
своем несогласии уплатить штраф. Лица, пропустившие этот срок из-за
своего отсутствия, вправе подать заявление на его продление. Отсутствие должно
быть подтверждено официальными документами. Форма заявления свободная.
В том случае, если после рассмотрения возражений
нарушителя ПДД административный орган не отзывает штрафную квитанцию, дело передается
в прокуратуру, которая также имеет право его приостановить. Если этого не происходит, дело рассматривает суд первой
инстанции, который принимает решение о наказании водителя при отсутствии
возражений со стороны прокурора или же проводит судебное расследование. При
этом судья, рассматривающий дело, может назначить более суровое наказание, чем
то, которое было указано в квитанции на уплату штрафа. Судебное решение выносится
в течение 6 месяцев после решения административного органа[12].
В Нидерландах большинство процедур,
связанных с привлечением к ответственности за нарушения, выявленные и
зафиксированные специальными средствами фотовидеофиксации,
осуществляет единственное в стране национальное агентство – Центральное
агентство по сбору штрафов (CJIB), основанное
в
Во Франции данные обо всех правонарушениях,
зафиксированных фотовидеофиксаторами, кодируются и передаются в Национальный
центр обработки информации системы автоматизированного контроля и принуждения к
соблюдению правил дорожного движения, созданный в 2003 году в г. Рон. Квитанция
на уплату штрафа, подтвержденная прокурором, прибывает из Центра в почтовый ящик
владельца обычно течение 48 часов после нарушения. Если водитель не согласен с
тем, что совершил нарушение, то может просмотреть видеозапись. Тот, кто после
просмотра все же оспаривает решение прокурора, должен
прежде всего подать заявление и внести залог, равный размеру штрафа. Затем водитель
идет в суд. При признании его невиновным залог возвращается, в ином случае
залог автоматически становится выплатой штрафа.
В Швеции информация со всех фотовидеофиксаторов
поступает для обработки в Национальную комиссию полиции. Водитель уведомляется
о штрафе за зафиксированное специальными
средствами фотовидеофиксации нарушение в течение 10 дней с момента его
совершения.
В Словении водители получают штрафную квитанцию в срок
от
3 дней до 1 месяца.
Владелец транспортного средства
либо сразу оплачивает штраф, а затем указывает водителя-нарушителя и оспаривает
решение о штрафе в суде, как, например, во Франции и Нидерландах, либо до
оплаты штрафа доказывает в суде свою непричастность к нарушению. При этом владелец
транспортного средства обязан идентифицировать водителя (Дания, Италия,
Словения). Зачастую отказ сообщить информацию о водителе также признается
правонарушением, если владелец не докажет, что не знает и не мог знать водителя
(Великобритания, Ирландия, Италия). В Ирландии размер штрафа увеличивается до
800 евро за отказ сообщить полиции в течение 28 дней со дня нарушения имя,
адрес, номер водительского удостоверения водителя.
В большинстве стран для применения
санкции обычно бывает достаточно снимка регистрационного номера автомобиля. В ряде
стран, где к ответственности может быть привлечен лишь водитель, требуется
изображение его лица на снимках, сделанных фотовидеофиксаторами, или проведение
специального расследования. Например, в Германии оценка фотографии водителя
транспортного средства на фотовидеоматериалах осуществляется органами,
ответственными за сбор штрафов. В отдельных спорных случаях суд может назначить
даже проведение антропометрической экспертизы.
Процедура установления водителя во
всех странах непростая и дорогостоящая, что при большом количестве выявляемых
нарушений снижает эффективность работы специальных средств фотовидеофиксации. В
связи с распространяющейся практикой использования специальных средств
фотовидеофиксации в надзоре за дорожным движением все большее число государств
вносят соответствующие поправки в законодательные акты. В Польше и Швеции в
настоящее время обсуждаются законопроекты о возложении ответственности за
некоторые административные правонарушения на владельца транспортного средства.
В Финляндии с 2005 года
законодательные органы обсуждают законопроект о частичной ответственности
владельца транспортного средства. Пока он не принят, однако с апреля 2006 года
квитанция на оплату штрафа за зафиксированное специальным средством фотовидеофиксации
нарушение посылается владельцу автомобиля, а он информирует полицию о том, кто
именно был за рулем.
В целом, как считают за рубежом,
система, при которой уведомление о штрафе направляется владельцу транспортного
средства технически проще и дешевле. Существенно упрощается и ускоряется весь
процесс наложения санкций, сокращается объем бюрократической работы.
Зарубежные специалисты признают,
что эффективность применения фотовидеофиксаторов для выявления нарушений и
привлечения к ответственности нарушителей высока во многом благодаря тому, что
по фактам подавляющего большинства нарушений нарушители (владельцы или
водители) уплачивают штрафы фиксированного размера без обращения в судебные или
иные инстанции. Размеры штрафов в пересчете на евро (не только фиксированные)
приведены в табл. 1.
Размеры штрафов за превышение ограничений скорости
в некоторых зарубежных странах
Страна |
Размер штрафа за превышение ограничения
скорости на |
Размер штрафа за превышение ограничения
скорости на |
Австралия (штат Виктория) |
80 |
128 |
Великобритания |
60 |
60 |
Греция |
30 |
30 |
Исландия |
0 |
135 |
Канада (13 провинций) |
58 |
87 |
Корея |
24 |
24 |
Нидерланды |
30 |
55-70 |
Польша |
<13 |
13-26 |
Португалия |
60-300 |
60-300 |
США (штат Флорида) |
21 |
84 |
Франция |
135 |
135 |
Чехия |
10-30 |
10-30 |
Швейцария |
39-77 |
116-155 |
Швеция |
84-106 |
127-148 |
Во многих странах размер штрафа зависит от тяжести
нарушения, в частности, от того, насколько превышено ограничение скорости движения.
В некоторых странах размер штрафа
определяется местом совершения нарушения. Так, во Франции размер штрафа за
нарушения, допущенные вне населенных
пунктов, примерно в 2 раза ниже, чем за нарушения в населенных пунктах.
Учитывается также время, когда штраф оплачивается. Так, в населенных пунктах (ограничение скорости £50
км/ч) штраф в размере 135 евро при оплате в течение двух недель понижается до
90 евро, при оплате в срок от 45 до 90 дней – повышается до 375 евро.
Вне населенных пунктов, где
действует ограничение скорости выше, чем
В Словении размер штрафа
уменьшается вдвое при оплате в течение восьми дней. Неуплата штрафа влечет
ответственность в виде лишения свободы, поэтому большинство нарушителей
оплачивает штрафы незамедлительно.
В Нидерландах управление
автомобилем в городе с превышением установленного предела скорости на
В Германии составы правонарушений
определены очень детализированно. Размеры санкций зависят не только от величины
превышения установленного ограничения скорости движения и места нарушения, но и
от метеоусловий на дороге, продолжительности нарушения, а также категории транспортного
средства и характеристики перевозимого груза (см. табл. 2).
Санкции за превышение ограничения скорости движения в
Германии
Превышение ограничения скорости движения, км/ч |
Размер штрафа, евро |
Лишение права на управление
ТС, месяц |
|||
в населенных пунктах |
вне населенных пунктов |
в населенных пунктах |
вне населенных пунктов |
||
При нарушении в течение не более 5 мин |
|||||
до 10 |
20 |
15 |
- |
- |
|
11-15 |
30 |
25 |
- |
- |
|
При видимости менее (тумана, снегопада, дождя и т.д.) |
|||||
до 15 (в
течение более 5 мин или более 2-х раз с начала движения) |
50 |
40 |
- |
- |
|
16-20 |
50 |
40 |
- |
- |
|
21-25 |
60 |
50 |
- |
- |
|
26-30 |
90 |
60 |
1 |
- |
|
31-40 |
125 |
100 |
1 |
1 |
|
41-50 |
175 |
150 |
2 |
1 |
|
51-60 |
300 |
275 |
3 |
2 |
|
свыше 60 |
425 |
375 |
3 |
3 |
|
Во время перевозки опасных грузов или пассажиров в
автобусах при нарушении в течение менее 5 мин |
|||||
до 10 |
35 |
30 |
- |
- |
|
11-15 |
40 |
35 |
- |
- |
|
Во время перевозки опасных грузов или пассажиров в
автобусах при видимости менее (тумана, снегопада, дождя и т.д.) |
|||||
до 15 (в
течение более 5 мин или более 2-х раз с начала движения) |
10 |
75 |
- |
- |
|
16-20 |
100 |
75 |
- |
- |
|
21-25 |
125 |
100 |
1 |
- |
|
26-30 |
175 |
150 |
1 |
1 |
|
31-40 |
225 |
200 |
2 |
1 |
|
41-50 |
300 |
250 |
3 |
2 |
|
51-60 |
375 |
350 |
3 |
3 |
|
свыше 60 |
475 |
425 |
3 |
3 |
|
В Финляндии
размер штрафа зависит
от заработной платы нарушителя.
Последние годы за рубежом отмечается тенденция
усиления ответственности за нарушения
скоростного режима. Так, за
предшествующие
5 лет размеры штрафов за превышение установленных ограничений скорости движения
были увеличены в Германии, Франции, Дании, Италии, Испании, Нидерландах, Словении,
Турции, Чехии. Например, в Турции – до 300 евро; в Италии за превышение установленного
ограничения скорости движения на
В значительном числе стран
нарушителю скоростного режима начисляются штрафные баллы по балльным системам
предупреждения систематического нарушения правил дорожного движения (Австралия,
Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Япония, Корея, Польша, Великобритания,
Германия, Норвегия, США и др.).
Там, где ответственность за нарушение несет владелец транспортного средства,
ему предоставляется выбор, назвать имя водителя или принять самому «штрафные»
баллы.
Практически все зарубежные специалисты признают, что
эффективность применения фотовидеофиксаторов во многом определяется возможностью
рассматривать дела о нарушениях скоростного режима и привлекать нарушителей к
ответственности в административном порядке без обращения в суд.
В процессе оценки проводимой в странах-членах ЕС
работы по снижению числа погибших в ДТП эксперты Европейской комиссии и Европейского
совета безопасности транспорта регулярно изучают практику контроля
за соблюдением скоростных режимов в государствах Евросоюза. Ими
проводится большая работа по распространению опыта применения технических
средств автоматического выявления и фиксации нарушений в автоматическом режиме. При этом особое внимание
уделяется необходимости совершенствования законодательства в области
обеспечения безопасности дорожного движения для повышения эффективности
использования специальных средств фотовидеофиксации в надзорной деятельности.
Возбуждение дел об административных
правонарушениях в научной литературе рассматривается как стадия производства[14]. Непосредственно сама глава
28 КоАП РФ именуется «Возбуждение дела об административном правонарушении», в
которой законодатель рассматривает иные вопросы возбуждения дел об
административных правонарушениях, в частности рассмотрение дел об
административных правонарушениях и пересмотр постановлений и решений по делам
об административных правонарушениях.
Само производство по делам об административных правонарушениях как
административно-юрисдикционный процесс состоит из трех основных стадий:
возбуждение дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления, вынесенного на
второй стадии и третьей стадии.
В то же время не всегда все стадии производства по
делам об административных правонарушениях могут быть выделены. Например, слияния
стадий производства в одну - назначение административного наказания без составления
протокола в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ.
Так,
в случае выявления административного
правонарушения, предусмотренного главой 12
КоАП, или административного правонарушения в области благоустройства
территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных
с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем
земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с
применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств,
имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и
киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2
статьи 2.6.1 КоАП содержащихся в сообщении или заявлении
собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент
фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во
владении или в пользовании другого лица, протокол об административном
правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном
правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке,
предусмотренном статьей 29.10
КоАП.
Экземпляры
постановления по делу об административном правонарушении и материалов,
полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных
технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или
средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении
которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным
почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе,
предусмотренной частью 7
статьи 29.10 КоАП, или
в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной
электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием
Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания
услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Указанные
экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация,
содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении
которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации
такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия
такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации
с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные
порталы государственных и
муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.
Необходимо
отметить, что в результате введения законодательной новеллы с 1 июля
Иными словами, в части постановлений, вынесенных за административные
правонарушения, зафиксированные средствами видеофиксации, уточнено, что в таком
же порядке (то есть в форме электронного документа и без присутствия лица,
привлекаемого к административной ответственности) будет выноситься
постановление в случае подтверждения содержащихся в сообщении или заявлении
собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент
фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во
владении или в пользовании другого лица.
Помимо этого, установлено, что экземпляры постановления по
делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением
работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, могут направляться
лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
не только по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления
на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного
усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного
лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В
статью 29.6 КоАП РФ, регламентирующую сроки рассмотрения дела об административном
правонарушении, Федеральным законом внесено изменение, согласно которому
постановление по факту нарушения, выявленного с применением работающих в автоматическом
режиме средств видеофиксации, должно быть вынесено в 15-дневный срок.
В юридической науке данное производство послужило
поводом к классификации административно-юрисдикционного процесса на три вида
производств: упрощенное, обычное и
особое.
Исходя из вышеизложенного, необходимо определить, что
первая стадия производства по делам об административных правонарушениях -
стадия возбуждения дела - сама по себе достаточно сложная юридическая
конструкция, что отражается в различных ее названиях. Предлагается, например,
называть ее административным расследованием[15],
возбуждением дела, административным расследованием и возбуждением дела об административном
правонарушении. В законодательстве, а именно в КоАП РФ дано понятие данной
стадии как - возбуждение дела об административном
правонарушении.
Стадия возбуждения дела является основной для всего дальнейшего производства по делу об
административном правонарушении. Все последующие процессуальные действия
субъектом административной-юрисдикции осуществляются
только после возбуждения дела. На этой стадии формулируется общая цель -
административное преследование лица, совершившего правонарушение, т.е.
привлечение его к административной ответственности, а также выбор средств и
создание условий для ее достижения. На этой стадии возникает особый комплекс
правоотношений между должностным лицом, возбуждающим дело, и лицом, в
отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении[16], а
также создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения
к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия[17].
Как показывает практика деятельности ГИБДД, использование
специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, позволяет
повысить показатели реальной выявляемости административных правонарушений в
области дорожного движения. А эффективная правоприменительная практика,
направленная на своевременное выявление и пресечение сотрудниками ГИБДД
административных правонарушений, обоснованное назначение виновным в их
совершении административных наказаний и их последующее исполнение, оказывает
профилактическое воздействие на правонарушителей и в целом способствует
повышению безопасности дорожного движения[18].
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении
как стадия процессуальной деятельности ГИБДД подразделяется на определенные
этапы, которые реализуются в определенной последовательности.
Рассмотрим следующие этапы стадии возбуждения дела об
административном правонарушении:
-
расследование
дела, предъявление конкретному лицу обвинения в совершенном правонарушении,
передача дела органу, который может его рассматривать и выносить по нему решение;
-
возбуждение дела,
установление фактических обстоятельств, процессуальное оформление результатов
расследования и направление материалов для рассмотрения по подведомственности[19];
-
установление
фактических обстоятельств дела, сбор и фиксация доказательств, оценка доказательств
и квалификация деяния, оформление процессуального документа о возбуждении
дела, направление материалов дела на рассмотрение[20];
-
применение мер
обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и
составление протокола об административном правонарушении.
Необходимо также отметить, если дело об административном
правонарушении возбуждается с назначением административного расследования,
выносятся два специфических правоприменительных акта - определение о
назначении административного расследования и протокол об административном
правонарушении (либо постановление о прекращении производства по делу об
административном правонарушении). На этом основании можно сделать вывод, что
моментом начала течения стадии возбуждения дела следует признать определение о
возбуждении дела и назначении административного расследования, а моментом завершения
стадии возбуждения - составление протокола об административном правонарушении
или вынесение постановления о прекращении производства по делу[21].
На основе анализа ст. 28.1 КоАП РФ можно
сделать вывод о том, что стадия возбуждения дела об административном
правонарушении начинается с момента принятия должностным лицом, уполномоченным
составлять протоколы об административных правонарушениях, решения о необходимости
возбуждения дела на основании имеющейся информации (поводов)[22]. Поэтому в тех случаях,
когда указанное должностное лицо сочтет имеющуюся информацию недостаточной,
оно выносит определение об отказе в возбуждении дела (либо просто прекращает заниматься данным
делом). После того, как дело об административном правонарушении возбуждено,
производство по нему может быть прекращено только постановлением[23].
В 2007 году в КоАП РФ были внесены изменения в порядок
производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного
движения, которые выявляются с использованием работающих в автоматическом
режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки,
видеозаписи. Изменения коснулись не только содержания принципа презумпции невиновности
владельцев транспортных средств, но и порядка возбуждения дел о таких
правонарушениях и порядка производства по данным делам.
В частности, положение
ч. 3
ст. 1.5. КоАП РФ не распространяются на административные
правонарушения, предусмотренные главой 12
настоящего КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства
территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,
совершенные с использованием транспортных средств либо собственником,
владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае
фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом
режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и
киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления, может быть освобожден от административной ответственности, при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1
КоАП РФ, примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.Доказательствами,
подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении
(пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в
котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством
такого лица; договор аренды или лизинга транспортного средства; показания
свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в
момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства, не имеют
заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть
исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11
КоАП РФ, в совокупности.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 № 177-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д.В. Штатнова на нарушение его конституционных прав примечанием к статье 1.5 и статьей 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подобное распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (ч. 1
, 2 и 4 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации).Конституционный
Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое распределение бремени
доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при
рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области
дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме
специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи,
или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований ст. 24.1
(Задачи производства по делам об административных правонарушениях), 26.11
(Оценка доказательств) КоАП Российской Федерации и других статей данного Кодекса,
направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и
своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об
административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года№ 1621-О-О,
от 22 марта 2011 года № 391-О-О
и от 21 июня 2011 года № 774-О-О).
Приведенное правовое
регулирование соответствует сохраняющей свою силу правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой Конституция
Российской Федерации закрепляет в статье 49
презумпцию невиновности применительно к сфере уголовной ответственности; в
процессе правового регулирования других видов юридической ответственности
законодатель, учитывая особенности соответствующих отношений и их субъектов,
требования неотвратимости ответственности, интересы защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 15, ч. 2;
ст. 55, ч. 3
Конституции Российской Федерации), вправе решить вопрос о распределении бремени
доказывания вины иным образом, освобождая органы государственной власти от доказывания
вины при обеспечении возможности для самих субъектов правонарушения подтверждать
свою невиновность.
При
этом в соответствии с частью 2
статьи 2.6.1 КоАП РФ собственник (владелец) транспортного средства
освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения
жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут
подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного
правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании
другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Такое регулирование, согласующееся с принципом состязательности и равноправия
сторон при осуществлении административного судопроизводства, не обязывает,
вопреки утверждению заявителя, привлекаемое к административной ответственности
лицо свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких
родственников.
Также в 2007 году в часть
1 ст. 28.1 КоАП РФ были внесены изменения, в части:
- фиксации
административного правонарушения в области дорожного движения работающими в
автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
- подтверждения содержащихся в сообщении
или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том,
что в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 28.1 КоАП РФ, транспортное
средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Как следует из смысла ст. 28.1 КоАП РФ, поводы к
возбуждению дела об административном правонарушении являются основными
факторами (доказательствами) на стадии возбуждения дела. В соответствии с ч. 2
ст. 28.1 КоАП РФ указанные в ч. 1 статьи материалы, сообщения и заявления
подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять
протоколы об административных правонарушениях. В пунктах 4 и 5 ч. 1 статьи материалы,
сообщения и заявления не названы. В них говорится о фактах:
-
фиксации события
правонарушения устройством автоматической фиксации (пункт 4);
-
подтверждения
данных, содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца)
транспортного средства (пункт 5).
Необходимо рассмотреть указанные факты в виду их
важности с точки зрения правоприменения.
1. Факт
фиксации события правонарушения работающими в автоматическом режиме
специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,
видеозаписи.
Необходимо отметить,
что в российском законодательстве отсутствуют разъяснения о порядке привлечения
лиц к административной ответственности на основании материалов фото- и
киносъемки, видеозаписи, сделанных гражданами. Не урегулирован порядок возбуждения
дела об административном правонарушении и привлечения владельцев (собственников)
транспортных средств к административной ответственности.
На
сегодняшний день существующая процедура привлечения к административной
ответственности на основании представленных материалов с автомобильных видеорегистраторов
настолько бюрократизирована, что большинство законопослушных граждан не
решаются направить сообщение в Госавтоинспекцию. Каждый российский гражданин осознает, что, направив
материал в правоохранительный орган для привлечения лица к ответственности,
начнется бесконечная «волокита», отнимающая много времени как у сотрудников
ГИБДД, так и у самих граждан[24].
В сети Интернет
существует мнение, что записи бытовых фото- и видеокамер, а также фото- и
видеокамер мобильных телефонов, произведенные инспектором ДПС, могут быть
использованы при производстве по делам об административных правонарушениях[25]. Да,
бесспорно, это так. Но возможно ли по этим материалам вынесение постановления
по делу об административных правонарушениях на собственников (владельцев) транспортных
средств в порядке ч. 3 ст. 28.6
КоАП РФ? А также будет ли законным и обоснованным вынесение административных
постановлений на основании материалов граждан зафиксированных при помощи
бытовых технических средств фото- и киносъемки, видеозаписи, возможно, и с применением
мобильных телефонов.
Часть 3 ст. 28.6 КоАП РФ
предусматривает, что, в случае фиксации административного правонарушения в
области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными
техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки и видеозаписи, или
средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном
правонарушении не составляется, административное постановление выносится без
участия собственника (владельца) транспортного средства.
При этом необходимо акцентировать
внимание на следующую указанную выше формулировку, что речь идет о двух разных
видах технических средств:
- специальные
технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи,
работающие в автоматическом режиме;
- и просто средства
фото- и киносъемки, видеозаписи.
Так,
в п. 1.1
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006
г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной
части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
предусмотрено, что КоАП
РФ устанавливает особый порядок привлечения к административной ответственности
при фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими
средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и
киносъемки, видеозаписи[26]. В
таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а
выносится постановление в отношении собственника (владельца) транспортного
средства, на основании ст. 2.6.1
КоАП РФ.
При этом суд
указывает, что автоматический порядок работы должен предусматриваться как у
специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки,
видеозаписи, так и у средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
В п. 1.2
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006
г. № 18 указано, что если правонарушение в области дорожного движения было
зафиксировано непосредственно сотрудниками ГИБДД с применением указанных выше
технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, то в данном
случае согласно
ч. 1 ст. 28.6
КоАП РФ должностным лицом выносится постановление, либо на основании ч. 1 ст. 28.2
Можно сделать
вывод, что речь из всех вышеперечисленных видов технических средств идет о
двух.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы.
работающих в автоматическом
режиме.
·
отсутствие события административного правонарушения;
·
действия лица в состоянии крайней необходимости;
·
издание акта амнистии, если такой акт устраняет
применение ад-министративного наказания;
·
отмена закона, установившего административную
ответствен-ность;
·
истечение сроков давности привлечения к административной от-ветственности;
- вынесенное
судьей - в вышестоящий суд;
1)
вышестоящее должностное лицо ГИБДД;
2)
судья районного суда по месту вынесения обжалуемого
постановления.
1)
отсутствие события административного правонарушения;
3)
действия лица в состоянии крайней необходимости;
4)
издание акта амнистии, если такой акт устраняет
применение административного наказания;
5)
отмена закона, установившего административную
ответственность;
6)
истечение сроков давности привлечения к
административной ответственности;
-
специальные правила возбуждения дел об административных
правонарушениях;
- специальный
порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- специальные
требования к доказательствам по делу об административном правонарушении.
1. Возбуждение дела
об административном правонарушении.
1.2. Передача сведений
о событии административного правонарушения в Центр обработки данных.
2. Рассмотрение дела
об административном правонарушении.
3. Пересмотр
постановления по делу об административном правонарушении.
по делам об
административных правонарушениях
в области
дорожного движения, выявляемых с использованием специальных технических
средств,
работающих в автоматическом режиме
(кандидат
юридических наук, доцент),
(доктор
юридических наук, профессор)
Привлечение к
административной ответственности
собственников
(владельцев) транспортных средств
за
правонарушения в области дорожного движения,
зафиксированные техническими средствами,
работающими в автоматическом режиме
(правовые и
организационные аспекты)
Редактор,
технический редактор
________________________________________________________________
ул. Пихтовая,
д. 3, Московская область, г. Домодедово,
[1] Далее – ПДД.
[2] В настоящее время уже разработан целый ряд приборов, способных автоматически фиксировать нарушения скоростного режима, внесенных в государственный реестр средств измерений.
К их числу следует отнести:
Стационарные: «Арена»; «Крис-С»; «Аргус»; «Робот»; «Каскад»; «Стрелка».
Передвижные: «Арена»; «Крис-П»; «Стрелка»; «ЛИСД-2Ф»; «Амата».
Мобильные: «Визир»; «Сокол-Виза»; «Беркут-Виза»; «Бинар»; «Кадр».
Стационарные и передвижные комплексы оснащены соответствующим программным обеспечением и способны работать в системе автоматической фиксации (с автоматической распечаткой постановления – квитанции о наложении административного наказания в виде штрафа). В свою очередь, мобильные комплексы служат инструментом инспекторского состава ДПС ГИБДД для документального подтверждения нарушения правил дорожного движения, выявленного в процессе несения службы.
[3] Далее – УПК РФ.
[4] Далее – КоАП РФ.
[5] См. также пункты 53-57 методических рекомендаций по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (Особенности организации производства по делам о нарушении Правил членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, зарегистрированными кандидатами в депутаты органов местного самоуправления, судьями, прокурорами и следователями), утвержденные письмом ГУГИБДД СОБ МВД России от 18 июня 2003 г. № 13/ц-72 «О направлении Методических рекомендаций» // СПС «Консультант Плюс».
[6] См.: Административное право: учебник / под ред. Ю.М.
Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юрист. 2002. С. 423; Головко В.В. Особенности
производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного
движения, его стадии и участники // Актуальные вопросы
административно-деликтного права: материалы междунар. науч.-практ.
конф., посвященной 70-летию А.П. Шергина. М.: ВНИИ МВД России, 2005.
С. 199.
[7] Часть 2 ст. 12.2 КоАП РФ.
[8] Часть 1 ст. 12.2 КоАП РФ.
[9] Согласно ч. 31 ст. 4.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.
[10] Далее – ТСАФ.
[11] Далее – ТС.
[12] В Германии в среднем 10% водителей выражают
несогласие с фактом нарушения, зафиксированным ТСАФ, тогда и предпринимаются
все названные выше действия по привлечению виновного к ответственности.
[13] В среднем только 5% нарушителей не платят штраф сразу
же после получения такого документа из CJIB.
[14] См., напр.: Зуев Б. Р.
Возбуждение дела об административном правонарушении: дис. ... канд. юрид. наук
- М., 2004; Дорохин В. В. Производство по делам об административных
правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: дис. ... канд. юрид.
наук - М., 2005.
[15] См.: См.:
Веремеенко И. И.
Административно-правовые санкции. - М., 1975. С. 152.
[16] См.: Зуев Б.Р. Указ. соч. С. 29.
[17] См.: Бахрах Д.И.
Административное право России: учебник для вузов. – М., 2000. С. 542.
[18] См.: Чушкин С.
И. Источники доказательств
по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: дис.
... канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 5.
[19] См.: Бахрах Д.
И. Указ. соч. С. 541.
[20] См.: Зуев Б. Р. Указ. соч. С. 30.
[21] См.: Лыткин А.В. Производство по делам об административных
правонарушениях в области безопасности дорожного движения с использованием
результатов применения специальных технических средств, работающих в
автоматическом режиме: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 5.
[22] См .: Дорохин В.В. Указ. соч. С. 47.
[23] См.: Лыткин А.В. Указ. соч. С. 30.
[24] См.: Паньшин Д.Л. Некоторые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности ГИБДД МВД России при фиксации административных правонарушений техническими средствами фото-, киносъемки и видеозаписи // Административное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 1032 - 1035.
[25] Данное мнение высказано
начальником отдела ДПС, подполковником милиции
А.В. Пилюгиным // URL:
http://www.zonazakona.ru/arhive/mdex.php?t-135113.html.
[26] Пункт 1.1
изложен в редакции Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 2 «О внесении изменений в
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях».
[27] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
[28] Об утверждении Административного регламента …..
[29] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. зак-ва. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[30] Лыткин А.В. Указ. соч . С. 30.
[31] См.: СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
[32] См.: Гараев А.А. Стадии производства
по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях //
Исполнительное право. 2009. № 3. С. 26.
[33] См.: Бахрах Д.И. Указ.соч.
С. 541.
[34] Лыткин А.В. Указ. соч. С. 93.
[35] Лыткин А.В. Указ. соч. С. 98.
[36] Лыткин А.В. Указ. соч. С. 102.
[37] Постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 31.03.2010 № 09АП- 6158/2010-АК по делу №
А40-153885/09-152-1156. (Документ опубликован не был) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
[38] Лыткин А.В. Указ. соч. С. 86.
[39] Россинский Б.В. К вопросу о вине собственника
(владельца) транспортного средства, привлекаемого к административной
ответственности за нарушения в области дорожного движения // Полицейское право.
2008. № 1(11). С. 70 - 71.
[40] Якимов А.Ю. Законодательная основа привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств // Административное право и процесс. 2008. № 4. С. 12 - 16.